Ответственность за неправомерные действия должника при банкротстве
Процедура банкротства неразрывно связана с совершением проверочных мероприятий в отношении должника, в том числе в целях выявления неправомерных действий, направленных на сокрытие имущества.
Под неправомерными понимаются такие действия, совершенные должником в период осуществления процедуры банкротства, которые можно разделить на несколько групп:
- осуществление гражданином неправомерных операций (к ним относятся: уничтожение имущества, передача его третьим лицам, сокрытие местонахождения имущества и др.);
- действия, направленные на незаконное исполнение имущественных требований (например, осуществление выплат в пользу одного кредитора в ущерб всем остальным);
- создание препятствий уполномоченным лицам (например, предоставление ложных сведений об имуществе и платежеспособности).
За совершение незаконных действий в период признания должника банкротом предусмотрена административная и уголовная ответственность. Меры правового воздействия установлены в статье 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и статье 195 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ).
Так, совершение действий по сокрытию имущества, имущественных прав или имущественных обязанностей, сведений об имуществе, о его размере или месте нахождения или иной информации об имуществе, имущественных правах или имущественных обязанностях, передача имущества во владение иным лицам, отчуждение или уничтожение имущества либо сокрытие, уничтожение или фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов, отражающих экономическую деятельность юридического лица либо индивидуального предпринимателя, предусматривает привлечение виновного лица к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа, а также дисквалификацию должностного лица на определенный срок.
Неправомерное удовлетворение имущественных требований отдельных кредиторов за счет имущества должника - юридического лица руководителем юридического лица или его учредителем (участником) либо индивидуальным предпринимателем или гражданином заведомо в ущерб другим кредиторам либо принятие такого удовлетворения кредиторами, знающими об отданном им предпочтении в ущерб другим кредиторам, если эти действия совершены при наличии признаков банкротства и не содержат уголовно наказуемых деяний, может привести к привлечению виновного лица к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ и наложению административного штрафа, а также дисквалификации должностного лица на определенный срок.
За незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего, конкурсного управляющего либо временной администрации кредитной или иной финансовой организации, в том числе несвоевременное предоставление, уклонение или отказ от передачи арбитражному управляющему, конкурсному управляющему либо временной администрации кредитной или иной финансовой организации сведений и документов, необходимых для исполнения возложенных на них обязанностей, и имущества, принадлежащего юридическому лицу, в том числе кредитной или иной финансовой организации, в случаях, когда функции руководителя юридического лица, в том числе кредитной или иной финансовой организации, возложены соответственно на арбитражного управляющего, конкурсного управляющего и руководителя временной администрации кредитной или иной финансовой организации, предусмотрено привлечение виновного лица к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.43 КоАП РФ.
Выбор меры пресечения в первую очередь зависит от размера причиненного ущерба.
Так, в случае совершения лицом вышеуказанных действий в результате которых причинен крупный ущерб (более двух миллионов двухсот пятидесяти тысяч рублей), в отношении виновного лица может быть применено уголовное наказание в соответствии со ст. 195 УК РФ.
И.о. прокурора Солецкого района советник юстиции Ю.В. Костюков
Правом на взыскание утраченного заработка при причинении вреда здоровью обладает, в том числе, неработающий
Статья 1085 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предусматривает, что при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь.
Но вправе ли получить такое возмещение неработающий пенсионер?
В силу ч. 4 ст. 1086 ГК РФ в случае, когда потерпевший на момент причинения вреда не работал, учитывается по его желанию заработок до увольнения либо обычный размер вознаграждения работника его квалификации в данной местности, но не менее установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.
Как разъяснено в п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 года № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» в случае, когда потерпевший на момент причинения вреда не работал, по его желанию учитывается заработок до увольнения либо обычный размер вознаграждения работника его квалификации в данной местности.
Следует иметь в виду, что в любом случае рассчитанный среднемесячный заработок не может быть менее установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (п. 4 ст. 1086 ГК РФ). Приведенное положение подлежит применению как к неработающим пенсионерам, так и к другим, неработающим на момент причинения вреда лицам, поскольку в п. 4 ст. 1086 ГК РФ не содержится каких-либо ограничений по кругу субъектов в зависимости от причин отсутствия у потерпевших на момент причинения вреда постоянного заработка.
При этом когда по желанию потерпевшего для расчета суммы возмещения вреда учитывается обычный размер вознаграждения работника его квалификации (профессии) в данной местности и (или) величина прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, суд с целью соблюдения принципов равенства, справедливости и полного возмещения вреда вправе учесть такие величины на основании данных о заработке по однородной (одноименной) квалификации (профессии) в данной местности на день определения размера возмещения вреда.
Таким образом, при определении размера утраченного заработка потерпевший, который на момент причинения вреда не работал, вправе по своему желанию учесть заработок, полученный им до увольнения, либо обычный размер вознаграждения работника его квалификации в данной местности, но не менее установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.
И.о. прокурора Солецкого района советник юстиции Ю.В. Костюков
Контролируемое лицо будет вправе обратиться в контрольный (надзорный) орган с заявлением о проведении в отношении его профилактического визита
Контрольный (надзорный) орган рассматривает заявление в течение 10 рабочих дней и принимает решение о проведении профилактического визита либо об отказе в его проведении с учетом ресурсов органа и категории риска объекта контроля, о чем уведомляет контролируемое лицо.
Решение об отказе в проведении профилактического визита принимается по одному из следующих оснований:
- от контролируемого лица поступило уведомление об отзыве заявления о проведении профилактического визита;
- в течение 2 месяцев до даты подачи заявления контролируемого лица контрольным (надзорным) органом было принято решение об отказе в проведении профилактического визита в отношении данного контролируемого лица;
- в течение 6 месяцев до даты подачи заявления контролируемого лица проведение профилактического визита было невозможно в связи с отсутствием контролируемого лица по месту осуществления деятельности либо в связи с иными действиями (бездействием) контролируемого лица, повлекшими невозможность проведения профилактического визита;
- заявление контролируемого лица содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц контрольного (надзорного) органа либо членов их семей.
В случае принятия решения о проведении профилактического визита по заявлению контролируемого лица контрольный (надзорный) орган в течение 20 рабочих дней согласовывает дату проведения профилактического визита с контролируемым лицом любым способом, обеспечивающим фиксирование такого согласования, и обеспечивает включение профилактического визита в программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Указанные изменения внесены в статью 52 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и статью 4 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Федеральным законом от 04.08.2023 № 483-ФЗ.
И.о. прокурора Солецкого района советник юстиции Ю.В. Костюков
С сентября 2023 года действует новый порядок возмещения расходов страхователю на выплату пособия на погребение и порядке возмещения специализированной службе стоимости услуг по погребению
Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Федеральный закон № 8-ФЗ) супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению:
1) оформление документов, необходимых для погребения;
2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;
3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);
4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона № 8-ФЗ в случае, если погребение осуществлялось за счёт средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, но не превышающем установленного законодательством размера (с 01.02.2023 не более 7 793, 48 рублей).
Выплата социального пособия производится территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, в котором был зарегистрирован в качестве страхователя умерший на день смерти либо зарегистрирован в качестве страхователя один из родителей (иной законный представитель) или иной член семьи умершего несовершеннолетнего на день смерти этого несовершеннолетнего.
Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее – СФР) 28.07.2023 издан приказ № 1471 «Об утверждении Порядка возмещения расходов страхователю на выплату социального пособия на погребение, а также возмещения стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, специализированной службе по вопросам похоронного дела» (далее – Приказ).
Согласно новым правилам возмещение расходов страхователю на выплату социального пособия на погребение производится территориальным органом СФР по месту регистрации страхователя.
Для возмещения расходов на выплату социального пособия на погребение страхователь представляет в территориальный орган СФР: 1) заявление о 2 возмещении расходов на выплату социального пособия на погребение; 2) справку о смерти.
Территориальный орган СФР в течение 10 календарных дней со дня получения вышеуказанных документов принимает решение о возмещении расходов страхователю на выплату социального пособия на погребение и не позднее 2 календарных дней со дня принятия решения о возмещении перечисляет средства на расчетный счёт страхователя.
Возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению специализированной службе по вопросам похоронного дела производится также территориальным органом СФР.
Для возмещения стоимости гарантированного перечня услуг по погребению специализированная служба по вопросам похоронного дела представляет в территориальный орган СФР: 1) заявление о возмещении стоимости услуг по погребению; 2) справку о смерти; 3) счёт за оказанные услуги по погребению.
Территориальный орган СФР в течение 8 календарных дней со дня получения вышеуказанных документов принимает решение о возмещении специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимости услуг по погребению и в течение 2 календарных дней со дня принятия решения о возмещении перечисляет средства на банковский счёт специализированной службы по вопросам похоронного дела.
При поступлении документов в территориальный орган СФР с нарушением установленных Приказом требований, а также в случаях если установлено, что умерший или лицо, несовершеннолетний член семьи которого умер, не являются застрахованными лицами, территориальный орган СФР в течение 5 календарных дней со дня их поступления принимает мотивированное решение об отказе в рассмотрении документов.
Приказ вступил в силу с 08.09.2023.
И.о прокурора Солецкого района советник юстиции Ю.В. Костюков
О некоторых вопросах антикоррупционного законодательства
Так, в Федеральный закон от 21.12.2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» дополнен статьей 30.4 - Особенности приватизации жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации (изменения в законодательство вступили в силу в августе 2023 года).
Согласно новой норме жилые помещения, поступившие в жилищный фонд Российской Федерации на основании судебных актов, в случаях, если такие жилые помещения были признаны имуществом, полученным в результате совершения коррупционных правонарушений, или если в отношении таких жилых помещений не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции сведения, подтверждающие их приобретение на законные доходы, и при этом рыночная стоимость жилого помещения на вторичном рынке жилья превышает в два раза и более денежную сумму, определенную исходя из размера общей площади, умноженного на установленный по официальным данным федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, показатель средней цены одного квадратного метра общей площади жилого помещения по соответствующему субъекту Российской Федерации, приватизируются в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации подлежат приватизации исключительно путем продажи на аукционе.
При признании аукциона несостоявшимся информационное сообщение о проведении повторного аукциона со снижением начальной цены продажи таких жилых помещений на 5 процентов размещается в срок не позднее трех месяцев со дня признания аукциона несостоявшимся.
В случае, если повторный аукцион признан несостоявшимся, проведение следующего аукциона возможно не ранее чем через шесть месяцев.
И.о. прокурора Солецкого района советник юстиции Ю.В. Костюков
ИЗМЕНИЛОСЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ
С ЛОМОМ ЧЕРНЫХ И ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ
Федеральным законом от 10.07.2023 № 304-ФЗ внесены изменения в статью 13.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», в соответствии с которыми уплата денежных средств физическому лицу, осуществляющему реализацию лома и отходов цветных и (или) черных металлов, производится только в безналичном порядке.
Изменения в законодательство вступили в силу с 01.10.2023.
И.о. прокурора Солецкого района советник юстиции Ю.В. Костюков
До 1 сентября 2024 года отложен переход на электронные личные медицинские книжки
Приказом Минздрава России от 15.08.2023 № 429н в приказ Минздрава России от 18 февраля 2022 г. № 90н «Об утверждении формы, порядка ведения отчетности, учета и выдачи работникам личных медицинских книжек, в том числе в форме электронного документа» внесены изменения, согласно которым до 1 сентября 2024 года допускается выдача и ведение ранее выданных личных медицинских книжек на бумажном носителе, оформленных на бланках и по форме, которые применялись до дня вступления в силу вышеназванного приказа с внесением сведений в ранее сформированный реестр выданных личных медицинских книжек.
И.о. прокурора Солецкого района советник юстиции Ю.В. Костюков
Субъектам малого и среднего предпринимательства предоставлено преимущественное право приватизации движимого государственного и муниципального имущества, находящегося в аренде.
С 1 марта 2023 года субъекты малого и среднего предпринимательства, которые арендуют государственное или муниципальное движимое имущество, получили преимущественное право его выкупа.
Воспользоваться данным правом предприниматели могут при соблюдении следующих условий:
- арендуемое движимое имущество должно быть включено в утвержденный в соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и в указанном перечне отсутствуют сведения об отнесении такого имущества к имуществу, которое нельзя отчуждать;
- субъект малого и среднего предпринимательства не должен быть исключен из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства;
- на день подачи заявления арендуемое движимого имущество должно находиться во временном владении и пользовании или временном пользовании арендатора непрерывно в течение одного и более года;
- у арендатора должна отсутствовать задолженность по арендной плате за движимое и недвижимое имущество и неустойкам.
И.о. прокурора Солецкого района советник юстиции Ю.В. Костюков
Незаконная охота
Обязанность сохранения природы, бережного отношения к ее богатствам закреплена в Конституции Российской Федерации. Негативное воздействие на объекты животного мира посягает на конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду.
Наряду с охраной прав и свобод человека и гражданина, общественного порядка и общественной безопасности, к задачам Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) относится охрана окружающей среды.
Объектом экологических преступлений являются общественные отношения в области сохранения окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и обеспечения экологического правопорядка.
Одним из таких преступлений является незаконная охота, занимающая важное место в структуре противоправных посягательств в связи с ее высокой латентностью и опасностью причинения вреда как государству, так и природе в целом.
Правоотношения в области охоты регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об охоте), согласно которому под охотой понимается поиск, выслеживание, преследование охотничьих ресурсов, их добыча, первичная переработка и транспортировка.
Согласно части 2 статьи 29 Закона об охоте любой ее вид может осуществляться только после получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов, допускающего отлов или отстрел одной или нескольких особей диких животных, если иное не предусмотрено Законом об охоте.
Охота с нарушением требований законодательства, в том числе выполнение перечисленных действий без соответствующего разрешения на добычу охотничьих ресурсов, вне отведенных мест, вне сроков осуществления охоты, является незаконной, за что статьей 258 УК РФ установлена уголовная ответственность.
Привлечение к уголовной ответственности за незаконную охоту может последовать, если это деяние совершено:
- с причинением крупного ущерба;
- с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей;
- в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена;
- на особо охраняемой природной территории либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.
Согласно примечанию к статье 258 УК РФ крупным признается ущерб, превышающий сорок тысяч рублей, размер которого исчисляется по таксам и методике, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2019 № 750.
Под механическими транспортными средствами понимаются автомобили, мотоциклы, снегоходы, моторные лодки и другие транспортные средства, приводимые в движение двигателем. К воздушному судну могут быть отнесены самолеты, вертолеты и другие летательные аппараты в соответствии с частью 1 статьи 32 Воздушного кодекса Российской Федерации.
К иным способам массового уничтожения птиц и зверей относятся действия, связанные с применением таких незаконных орудий или способов добычи, которые могут повлечь массовую гибель животных. Запрет на их использование обусловлен возможностью причинения непоправимого вреда природе.
Уголовно наказуемой является незаконная охота в отношении птиц и зверей, относящихся к редким видам животных и находящихся под угрозой исчезновения. Такие животные занесены в Красную книгу Российской Федерации (субъекта Российской Федерации) и (или) охраняются международными договорами Российской Федерации.
Охота в таких случаях допускается только в исключительном порядке, в соответствии с нормами экологического законодательства, на основании специальных разрешений и с соблюдением предусмотренных в них условий (например, в целях сохранения объектов животного мира, осуществления мониторинга состояния их популяции, регулирования их численности, устранения угрозы для жизни человека).
Понятие особо охраняемой природной территории содержится в Федеральном законе от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», к которой относятся: государственные природные заповедники и заказники, национальные, природные парки, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады.
На данных территориях располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.
Запрещена охота в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации ввиду сложной обстановки, угрожающей здоровью населения, состоянию природных ресурсов и природной среде.
За совершение данного уголовно наказуемого деяния законодателем предусмотрена ответственность вплоть до 5 лет лишения свободы.
И.о. прокурора Солецкого района советник юстиции Ю.В. Костюков
С 1 сентября такси должны работать по новым правилам
С 1 сентября текущего года вступает в силу Федеральный закон от 29.12.2022 № 580-ФЗ «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», а также ряд корреспондирующих подзаконных актов.
Согласно нововведениям требуется наличие специального разрешения для работы перевозчиком легкового такси не только для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, занимающихся этим видом деятельности, но и для физических лиц, работающих самостоятельно.
Для получения такого разрешения физическое лицо (гражданин) должно соответствовать определенным требованиям:
- иметь водительское удостоверение категории «В» и стаж вождения не менее 3-х лет;
- состоять на налоговом учете и применять специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (налог для самозанятых).
Для работы в такси не допускаются граждане, имеющие судимость за преступления, перечень которых предусмотрен ст. 328.1 Трудового кодекса Российской Федерации, такие как убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, похищение человека, грабеж, разбой, половые преступления и ряд других тяжких и особо тяжких преступлений. Кроме того, физическое лицо должно заключить договор со службой заказа легкового такси.
После получения разрешения водителю присваивается регистрационный номер в региональном реестре перевозчиков легковым такси.
Для работы в качестве легкового такси автомобиль также должен быть зарегистрирован в региональном реестре легковых такси и отвечать определённым критериям: быть исправным и проходить обслуживание в сроки, предусмотренные документацией заводов – изготовителей, иметь на боковых поверхностях кузова нанесенное обозначение в виде квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке, а на крыше - опознавательный фонарь оранжевого цвета.
Внесение автомобиля в реестр легковых такси носит уведомительный характер.
В соответствии с новым законом в салоне легкового такси в обязательном порядке подлежит размещению следующая информация:
1) государственный регистрационный номер транспортного средства, используемого в качестве легкового такси;
2) наименование перевозчика;
3) номер записи в региональном реестре перевозчиков легковым такси;
4) сведения о предоставлении перевозчику разрешения и сроке действия разрешения;
5) абонентский телефонный номер перевозчика для приема жалоб и предложений;
6) фамилия, имя, отчество (при наличии) водителя легкового такси;
7) абонентский телефонный номер уполномоченного органа.
Для повышения безопасности перевозок постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2023 № 908 «Об утверждении норм рабочего времени, времени отдыха, норм времени управления транспортным средством для физических лиц, Правил учета рабочего времени, времени отдыха, времени управления транспортным средством физическими лицами и о внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации» установлен лимит рабочего времени для водителей такси.
Согласно постановлению продолжительность рабочего времени таксиста должна составлять не более 40 часов в календарную неделю. При 5-дневной рабочей неделе ежедневное рабочее время не должно превышать 8 часов. Если применяется суммированный учет рабочего времени, то продолжительность работы не должна превышать 10 часов. Для завершения заказа рабочее время может быть продлено, но не более чем на 2 часа.
Водитель такси обязан вести журнал учета рабочего времени, времени отдыха, времени управления транспортным средством либо установить тахограф.
И.о. прокурора Солецкого района советник юстиции Ю.В. Костюков
ЛИКВИДАЦИЯ ОБХЕКТОВ НАКОПЛЕННОГО ВРЕДА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ
Федеральным законом от 04.08.2023 и 449-ФЗ и приказом Минприроды России от 18.09.2023 № 607 урегулированы отдельные вопросы, касающиеся ликвидации накопленного вреда окружающей среде (изменения законодательства вступили в силу с 01.10.2023).
В частности, введено понятие «ликвидация накопленного вреда окружающей среде», под которым понимаются мероприятия по устранению вреда окружающей среде, возникшего в результате прошлой экономической и иной деятельности, обязанности по устранению которого не были выполнены либо были выполнены не в полном объеме.
Определен порядок инвентаризации и учета объектов накопленного вреда окружающей среде.
Установлено, что выявление объектов накопленного вреда окружающей среде применительно к территориям, расположенным в границах земельных участков, находящихся в собственности муниципальных образований, осуществляется органами местного самоуправления таких муниципальных образований, применительно к иным территориям - органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Предусматривается, что инвентаризация объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством выявления таких объектов, их обследования и оценки.
Проекты ликвидации накопленного вреда окружающей среде должны предусматривать применение наилучших доступных технологий, а в случае их отсутствия допускается применение технологий, являющихся экономически эффективными и не превышающими нормативы допустимого воздействия на окружающую среду.
Уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти (Росприроднадзор) с привлечением подведомственных ему федеральных государственных бюджетных учреждений наблюдает за ходом ликвидации накопленного вреда окружающей среде. Установлен порядок такого наблюдения.
К объектам государственной экологической экспертизы федерального уровня отнесены проекты ликвидации накопленного вреда окружающей среде.
Корреспондирующие изменения внесены в отдельные законодательные акты.
И.о. прокурора Солецкого района советник юстиции Ю.В. Костюков
Установлена ответственность за нарушения в сфере охраны особо ценных растений и грибов.
Федеральным законом от 14.04.2023 N 113-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный Кодекс Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации введена уголовная ответственность за умышленные уничтожение или повреждение, а равно незаконные добычу, сбор и оборот, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ или охраняемым международными договорами РФ.
Также устанавливается уголовная ответственность за контрабанду указанных объектов растительного мира и грибов.
Изменения в законодательства вступили в силу с 12.10.2023.
И.о. прокурора Солецкого района советник юстиции Ю.В. Костюков
ИЗМЕНЕН ПОРЯДОК ПРИОБРЕТЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
С 26.10.2023 Вступает в силу новый Закон о гражданстве Российской Федерации.
Согласно нормам данного закона, иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, вправе подать заявление о приеме в гражданство РФ при условии соответствия одновременно следующим требованиям:
- постоянно проживают в РФ со дня принятия решения о выдаче вида на жительство в РФ и до дня подачи заявления о приеме в гражданство РФ в течение 5 лет;
- владеют русским языком;
- знают историю России и основы законодательства РФ;
- в отношении указанных лиц отсутствуют обстоятельства, являющиеся основаниями отклонения заявления о приеме в гражданство РФ (перечислены в ст. 18 вышеуказанного закона.
Категории лиц, которые имеют право на упрощенное приобретение гражданства РФ, могут быть определены Президентом РФ.
Также расширяется круг лиц, которые могут быть признаны гражданами РФ.
В отношении остальных категорий лиц правом принятия решений по вопросам гражданства РФ наделяются МВД России и МИД России.
Решение по вопросам гражданства РФ относительно заявления по вопросам гражданства РФ, поданного в территориальный орган МВД России, принимается в срок до 3 месяцев со дня принятия к рассмотрению такого заявления.
Вместо отмены решений о приеме в гражданство РФ вводится институт прекращения гражданства РФ. При этом установлен десятилетний срок, по окончании которого нельзя принять решение о прекращении гражданства РФ в связи с нарушениями, допущенными в процессе приема в гражданство.
Основанием для прекращения гражданства РФ, полученного в результате принятия в гражданство РФ или признания гражданином РФ, является совершение действий, создающих угрозу национальной безопасности РФ.
Определены основания, порядок установления и учета в соответствующем едином федеральном информационном регистре факта наличия или отсутствия гражданства РФ. Предусмотрено, что установление такого факта имеет статус самостоятельного решения по вопросам гражданства РФ.
Кроме того, регламентирован ряд вопросов, касающиеся порядка и процедуры рассмотрения заявлений и принятия решений по вопросам гражданства РФ.
И.о. прокурора Солецкого района советник юстиции Ю.В. Костюков
Продолжительность ежегодного отпуска граждан, имеющих инвалидность
В соответствии со статьей 114 Трудового кодекса РФ работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.
Продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска согласно статье 115 Трудового кодекса РФ составляет 28 календарных дней.
Ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск) предоставляется работникам в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами.
На основании статьи 23 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней. Работодатель обязан предоставить такой отпуск даже если инвалидность действует только часть того года, за который предоставляется этот отпуск.
Исходя из вышеуказанного, любой инвалид вне зависимости от группы инвалидности имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 30 дней, вне зависимости от того, являлся ли работник инвалидом на начало года, в который предоставляется отпуск, либо инвалидность присвоена в течение года. Отпуск указанной продолжительности работодатель обязан предоставлять в каждом рабочем году сотрудника.
Кроме того, по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам в соответствии со статьей 128 Трудового кодекса РФ работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем. Работодатель обязан на основании письменного заявления предоставить отпуск без сохранения заработной платы работающим инвалидам до 60 календарных дней в году.
И.о. прокурора Солецкого района советник юстиции Ю.В. Костюков
Об уголовной ответственности за повторное управление транспортным средством в состоянии опьянения
Согласно примечанию к ст. 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) употребление водителями веществ, вызывающих алкогольное или наркотическое опьянение, либо психотропных или иных вызывающих опьянение веществ, запрещено.
За совершение указанных действий установлена административная ответственность.
Вождение автомобиля в нетрезвом виде повлечет, согласно ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, административный штраф в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
Такое же наказание, но уже по ч. 2 ст. 12.8 КоАП РФ предусмотрено для лица, передавшего управление транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения.
При этом избежать от