Законодателем уточнены особенности использования и охраны водных объектов
Федеральным законом от 25.12.2023 № 657-ФЗ «О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Водный кодекс Российской Федерации внесены изменения, уточняющие особенности использования и охраны водных объектов.
Так, определено, что использование водных объектов общего пользования осуществляется с учетом правил использования водных объектов для рекреационных целей, утверждение которых отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
Такие правила будут устанавливать требования к определению водных объектов или их частей, предназначенных для использования в рекреационных целях, требования к определению зон отдыха и других территорий, включая пляжи, связанных с использованием водных объектов или их частей, требования к срокам открытия и закрытия купального сезона, требования к определению зон купания, требования к охране водных объектов.
Кроме этого, законом устанавливаются требования к содержанию правил использования водохранилища. Они должны включать основные характеристики водотока (характеристики водности, сведения о водосборной площади); состав и краткое описание гидротехнических сооружений, образующих водохранилище; основные параметры и характеристики водохранилища; объем водопотребления; порядок регулирования режима функционирования водохранилища, в том числе для предупреждения аварий и иных чрезвычайных ситуаций и при ликвидации их последствий; режимы пропуска паводков и др.
Реализация схем комплексного использования и охраны водных объектов осуществляется органами государственной власти путем разработки и осуществления водохозяйственных мероприятий.
Также установлено, что при угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации использование поверхностных водных объектов для восстановления пропускной способности русел рек осуществляется без предоставления водных объектов в пользование.
На банки возложена обязанность информировать об истечении срока банковского вклада
С 01.02.2024 вступили в силу изменения в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», согласно которым с указанной даты банки обязаны бесплатно информировать граждан об истечении срока банковского вклада не позднее чем за 5 календарных дней до даты истечения такого срока.
В случае, когда вклад ограничен наступлением каких-либо обстоятельств, о которых банк знает или должен знать, он обязан также бесплатно проинформировать гражданина о наступлении таких обстоятельств в течение 5 календарных дней после дня их наступления.
Информирование будет осуществляться способом, который предусмотрен договором банковского вклада.
Изменен статус многодетной семьи
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.01.2024 № 63, многодетной семьей в Российской Федерации признается семья, в которой имеется 3 и более детей.
При этом статус многодетной семьи устанавливается бессрочно.
Меры социальной поддержки предоставляются многодетным семьям до достижения старшим ребенком возраста 18 лет или возраста 23 лет при условии его обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Важно иметь ввиду, что форма обучения должна быть очной.
Обновлены и сами меры социальной поддержки.
На федеральном уровне многодетным семьям гарантируются:
- пособия и выплаты по рождению и воспитанию детей,
- поддержка в сфере трудовых отношений;
- право бесплатно посещать музеи и выставки;
- проходить профессиональную переподготовку.
Матерям будет досрочно назначаться страховая пенсия по старости.
Регионам рекомендовано ввести дополнительные меры поддержки, в том числе бесплатно обеспечивать лекарствами детей до 6 лет, предоставлять семьям льготу не менее 30% на оплату ЖКУ, организовать бесплатное питание в школах, прием детей из многодетных семей в детские сады в первоочередном порядке и др.
Ответственность заведомо ложное сообщение об акте терроризма
За заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве, поджоге или иных действиях, которые создают опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, совершенное из хулиганских побуждений, предусмотрена уголовная ответственность по ст. 207 УК РФ.
Виновнику за такие действия будет грозить штраф в размере до 500 тысяч рублей, либо ограничение свободы на срок до 3 лет, либо принудительные работы на срок до 3 лет.
В случае если сообщение связано с минированием объекта здравоохранения, образования, дошкольного воспитания, сферы услуг, транспорта и иного объекта социальной инфраструктуры, законом предусмотрена ответственность в том числе, в виде лишения свободы на срок до 5 лет.
Если же такие действия направлены на дестабилизацию деятельности органов власти, то виновник может быть лишен свободы на срок до 8 лет.
В зависимости от ущерба и иных негативных последствий, которые наступят в результате таких противоправных действий, строгость наказания будет увеличиваться.
В частности, если ложное сообщение повлечет наступление тяжких последствий, за такие действия лицу может грозить лишение свободы на срок до 10 лет.
Особенности проверок бизнеса органами контроля в 2024 году
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2023 № 2140 действие моратория на проведение внеплановых контрольных мероприятий, установленного в 2022 году, продлено и на 2024 год.
По-прежнему проверки возможны только с согласия органов прокуратуры и при наличии непосредственной угрозы причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновении чрезвычайных ситуаций.
Допускается проведение внеплановых контрольных мероприятий при выявлении контролирующим органом индикаторов риска нарушения обязательных требований. Такие проверки также подлежат согласованию с прокурором.
Постановлением Правительства РФ от 29.11.2023 № 2020 практика проведения профилактических визитов вместо контрольной проверки, которая ранее применялась в государственных и муниципальных школах и детских садах, в 2024 году также распространена на организации здравоохранения (больницы и поликлиники), социального обслуживания и общественного питания детей (детские дома-интернаты), относящиеся к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска.
Многие ошибочно считают, что профилактический визит - это одна из разновидностей проверки, и опасаются его. На самом деле это не так.
Более того, профилактический визит на деле полезен работодателям и может помочь избежать штрафов в будущем, ведь основная задача профилактического визита — выявить возможные риски и подсказать, как их устранить.
Профилактический визит проводится инспектором в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.
Любая организация, включенная в план проверок, за 2 месяца до ее начала вправе обратиться в орган контроля с просьбой о проведении профилактического визита.
В этом случае он проводится не позднее 1 месяца до начала плановой проверки.
В случае, если визит проведен в течение 3 месяцев до даты проведения планового мероприятия, контрольный орган может принять решение об исключении проверки из плана, но это не является его обязанностью.
Срок проведения профилактического визита составляет 1 рабочий день, но, например, при необходимости проведения инструментального обследования, может быть продлен не более чем на 3 рабочих дня.
Если по результатам профилактического визита выявлены нарушения обязательных требований, то контролируемому лицу выдается предписание, которое может быть обжаловано руководителю контролирующего органа через портал Госуслуг.
Такой порядок обжалования теперь является обязательным.